Йога 2016-06-11

Яма и нияма первые ступени в йоге и медитации

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости моего блога. Сегодня я хочу рассказать вам о правилах и принципах первых ступеней йоги — яма и нияма, которые описаны в Йоге-сутрах Патанджали. Эти морально-этические нормы и принципы, записанные более 2000 лет назад, актуальны и сейчас. Их должен знать каждый человек, который стремится к духовному росту, занимается практикой йоги и медитацией.

Что означают понятия яма и нияма и для чего они нужны

Классическая йога основывается на трудах великого мудреца Патанджали. В его йога-сутрах описываются 8 ступеней на пути к гармонии с самим собой, со своим высшим Я и духовным развитием.

Многие нынешние практические занятия йогой пропускают два первых этапа и начинаются сразу с третьей и четвертой ступеней — асаны и пранаямы. Учителя, которые умалчивают о принципах Ямы/Ниямы, по сути обманывают неискушенную публику. Возможно преследуя материальную выгоду, они дают людям не то, что необходимо для настоящего развития, а то что приятно для ума.

Безусловно, асана и пранаяма дадут свой результат — улучшат здоровье и физические возможности, но без знания базовых этапов невозможно приблизиться к главному предназначению йоги — успокоению ума и духовному самосовершенствованию.

Яма и нияма это этические нормы, на которых построена философия и мировоззрение йоги. Во всех религиях есть схожие законы и заповеди.

Яма — значит ограничения. Это первая ступень йоги. Она предписывает отказ от поступков и внутренних установок, которые влекут за собой разрушение и дисгармонию, что приводит к “утечке” энергии.

Нияма — значит предписания. Это вторая ступень. Свод правил о том, какие качества следует в себе развивать, чтобы достичь гармонии и просветления. Помогает “накапливать” энергию.

5 принципов ямы

1. Ахисма — ненасилие, не причинение вреда. Данное правило более обширно чем библейская заповедь «не убий». Само собой, что эту простую истину оно в себя включает, но также затрагивает и другие области. Принцип Ахисма подразумевает, что человек не должен причинять вреда не только другим людям и животным, но и всему окружающему миру. Это касается как поступков, так и мыслей.

Для того, чтобы было проще следовать данному правилу необходимо осознать, что все в этом мире взаимосвязано, и причиняя кому-то вред, в первую очередь мы вредим сами себе. Соблюдение данного принципа развивает в душе благожелательность и любовь.

Кроме всего вышесказанного, ахисма это важный шаг для людей, занимающихся медитацией. Очищая душу от враждебности, из тела уходит внутреннее напряжение. Это помогает достичь расслабленности и умиротворенности, необходимые для релаксации. Сюда же входят и принципы питания. Отказ от пищи полученной насильственным путем, т.е. вегетарианство или веганство.

2. Сатья — отказ от лжи, правдивость. Это правило призывает нас к искренности и честности как с другими людьми, так и с самим собой. Отказавшись от самообмана, мы можем очистить разум от иллюзий. Это немаловажный шаг на пути духовного развития и йоги.

Есть такое убеждение, что данный принцип не должен нарушать предыдущего. Если вы знаете, что сказав правду, можете навредить кому-то или обидеть, то лучше всего просто промолчать. Я с этим убеждением не согласен, так как правду надо излагать в соответствии с высшими ценностями, а не просто сентиментальными рассуждениями, что кто-то может обидится. Если человек вор, то необходимо об этом сказать, чтобы предупредить других. Но в тоже время, иногда правда может и иметь обратную сторону. Расскажу Вам историю из Ведических писаний иллюстрирующую неправильное применение этого принципа.

Много лет назад жил один брахман ( человек посвятивший свою жизнь изучению писаний). Однажды он сидел медитировал и мимо пробегала корова. Через какое то время появился мясник, который гнался за коровой, чтобы убить ее. Он спросил у брахмана не видел ли тот, куда побежала корова. Брахман всю свою сознательную жизнь говорил только правду и он подумал, что не хорошо врать, так как славился своей правдивостью. Он указал мяснику куда побежала корова, мясник догнал ее и убил. В момент смерти брахман попал на адские планеты на суд к Ямараджу ( повелителю адских планет). Брахман недоумевал почему он туда попал, ведь он вел праведную жизнь, но Ямарадж ему предъявил, что тот виноват в гибели коровы.

3. Астейя — не воровство, не присвоение себе чужого. Пожалуй истина «не укради» слишком банальна для людей, занимающихся самосовершенствованием, навряд ли духовно развитому человеку придет в голову мысль о воровстве. Принцип этой ямы нужно понимать глубже.

В первую очередь, астейя предостерегает нас от зависти и присвоении чужого даже мысленно.

В Упанишадах говорится (Ишопанишад, мантра 1)

Принципы Яма и Нияма

ишавасйам идам сарвам

йат кинча джагатйам джагат

тена тйактена бхунджитха

ма грдхах касйа свид дханам

Перевод:

Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит.

4. Брахмачарья —  сексуальное воздержание, самоконтроль. Также как и предыдущие принципы, брахмачарью можно рассматривать в двух смыслах — в узком и более широком. В поверхностном понимании данное правило означает отказ от секса, но если копнуть глубже, то можно увидеть, что это призыв к самодисциплине и контролю над своими желаниями.

Данный обет дают йоги, монахи и отшельники. Для всех остальных людей следование этому обету проявляется в том, что половые отношения регулируются браком и рождением детей.

5. Апариграха — не накопительство, не стяжательство. Данное правило учит нас не привязываться к вещам. Этот принцип похож на третий, но разница в том, что астейя — это не привязка к чужим вещам, а апариграха — к своим. Достаточно осознать, что в этом мире нам ничего не принадлежит, и после смерти мы ничего не заберем с собой, поэтому бессмысленно накапливать богатства и прочие материальные ценности.

5 принципов ниямы

1. Шауча - чистота. Данная нияма подразумевает, что человек должен содержать в чистоте не только свое тело, но и мысли, чувства, намерения, речь. Это необходимо для очищения и гармонизации энергий.

2. Сантоша — удовлетворенность. Умение радоваться тому, что имеешь, принятие вещей и людей такими, какие они есть, этому нас учит сантоша. Развитие этого принципа приносит счастье и блаженство.

3. Тапасья — аскетизм, самоограничение. В выполнение этой ниямы может помочь соблюдение обетов каких либо обетов, которые мы даем сами себе. Тапасья дает силу и энергию, что пробуждает в человеке скрытые способности.

4. Свадхиайя (свадхйайа) — изучение писаний, самообразование. Такие занятия и изучения питают Разум, делают его сильным и способным принимать трезвые, взвешенные решения.

5. Ишвара Пранидхана — преданность Господу. Здесь имеется ввиду посвящение себя и своих благих дел Богу. Всецело отдавшись этому принципу можно достичь состояния Самадхи (Божественного блаженства).

Прежде чем приступать к практическим занятиям йоги, необходимо усвоить и впустить в свою жизнь эти священные принципы. Тогда практика принесет бесценные плоды не только на физическом, но и на духовном уровне. По сути, если человек не следует принципам яма и нияма, то о йоге речь не идет вообще. В лучшем случае такую практику можно назвать гимнастикой для тела.

С удовольствием отвечу на ваши вопросы и буду рад комментариям к статье.

С уважением, Руслан Цвиркун.

Похожих статей не найдено
  • Найди свой путь - подпишись на новые публикации!
  • Ваш email:
  • Ваше имя
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
Никакого спама!
1- 2 раза в неделю лучшие публикации и видео на Ваш почтовый ящик!
  • Леонид

    Очень доступно и лаконично) спасибо Вам огромное